6.Программа изучения клиента.

В соответствии с программой изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании:

6.1.Изучению подлежат: клиенты, контрагенты(являющиеся фигурантами Перечня экстремистов и террористов и совершающие подозрительные операции), их представители(в том числе коммерческие представители), выгодоприобретатели и бенефициарные владельцы.

6.2. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов ответственное лицо получает информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией, имея ввиду риски совершения такими лицами операций, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, а также изучает клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев посредством:

6.2.1.Проверки действительности документов и информации об этих лицах, их операциях, деятельности;

6.2.2.Запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении организации;

6.2.3. Установления деловой репутации этих лиц путем изучения информации о них, полученной из публичных источников, профессиональных сообществ, содержащейся в бухгалтерской, налоговой отчетности и в иных источниках общедоступной информации.

7. Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска).

В соответствии с программой оценки риска организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев а также при проведении операций и сделок оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

7.1. Организация оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

7.2. Деятельность, подверженная повышенному риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

1) Деятельность по организации и проведению азартных игр.

2) Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств, предметов высокой роскоши.

3) Деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и ломом таких изделий.

4) Деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом.

5) Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность).

6) Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности.

7) Период деятельности с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, получения статуса адвоката, нотариуса составляет менее 1 года.

8) Отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности.

9) Клиент осуществляет взаимодействие с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исключительно через представителя, действующего по доверенности.

10) Клиент и/или выгодоприобретатель является нерезидентом Российской Федерации.

11) Клиент является иностранным публичным должностным лицом, либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица.

12) Совершение клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона.

13) Наличие в деятельности клиента подозрительных операций, сведения по которым представлялись в уполномоченный орган.

14) Клиент осуществляет расчеты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесения разовых платежей через платежный терминал на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте).

15) Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец или учредитель клиента является фигурантом Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности

16) Адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев или учредителя совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) фигурантов Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

17) Клиент является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

18) Деятельность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

19) Клиент является руководителем или учредителем общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного фонда, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее филиала или представительства, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации.

20) Клиент и/или его контрагент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец или учредитель клиента зарегистрирован в государстве или на территории с высокой террористической или экстремистской активностью.

21) Клиент, бенефициарный владелец или его учредитель (выгодоприобретатель) либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорной зоне).

7.3. Организация оценивает степень (уровень) риска при установлении деловых отношений с клиентом.

7.4. Для оценки степени (уровня) Риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением, организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, организация уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.

7.5. Оценка степени (уровня) риска, а также обоснование оценки риска фиксируются организацией в анкете клиента.

7.6. Организация пересматривает степень (уровень) риска по мере изменения сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, либо в случае, когда:

- в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

- имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона.

Организация может осуществлять пересмотр степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма также в иных случаях.

8. Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 Федерального закона:

8.1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

8.1.1. операции с денежными средствами в наличной форме:

·снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

·покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

·приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

·получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

·обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

·внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

8.1.2. Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

8.1.3. Операции по банковским счетам (вкладам):

·размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

·открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

·перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

·зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

8.1.4. Иные сделки с движимым имуществом:

·помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

·выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

·получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

·переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

·скупка, купля - продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

·получение денежных средств в виде платы за участие в игре в лотерею, тотализатор (взаимное пари) или других основанных на риске играх, в т.ч. в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.

·предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

8.2. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

8.3. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, независимо от её суммы, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Определение принадлежности операции к операциям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона, организация осуществляет на основании критериев и признаков выявления сделок, приведенных в Приложении № 7 к настоящим правилам внутреннего контроля.

В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) сотрудник организации, выявивший указанную операцию (сделку), составляет сообщение - документ, содержащий сведения об указанной операции (сделке) (далее - сообщение об операции) согласно программе документального фиксирования информации.

При выявлении признаков необычной операции (сделки) организация анализирует иные операции (сделки) клиента для подтверждения обоснованности подозрений осуществления им операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При выявлении в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков организация также может предпринять следующие действия:

а) обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);

б) обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими рекомендациями ко всем операциям (сделкам) этого клиента;

в) предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

О действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков, в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).

В случае подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма руководитель организации принимает окончательное решение о признании операции (сделки) клиента необычной операцией (сделкой) в соответствии с требованиями Федерального закона и представлении информации о ней в Федеральную службу по финансовому мониторингу.


Для определения государств или территорий следует руководствоваться приказом Минфина от 13.11.2007 № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)».