Заемщики стали оцениваться по страницам в соцсетях

Записи на страницах в социальных сетях могут подпортить кредитную историю не хуже, чем просроченные займы. Российские банки начали пользоваться этим каналом информации для оценок платежеспособности своих потенциальных клиентов, и в этом наследуют опыт развитых государств.

Таким образом, две ведущих специализированных американских компании проводят анализы данных социальных сетей вместе с другими нестандартными источниками информации о заемщиках, написал Financial Times. К примеру, постоянно ли они оплачивают счета за коммуналку и телефон.
Это выгодно не только банкам, но и заемщикам. Если кредитные организации перепроверяли клиентов и убедились в его надежности, они могут снижать для него ставку по займам, уточняет заместитель директора Ассоциации региональных банковских компаний Олег Иванов. Прежде всего странички в социальных сетях помогут банкам перепроверять персональные данные и оценивать достоверность справок о доходах. По оценке банкиров, от 1 до 5 % от всех заявок на кредит не содержат правду.

В социальных сетях доступна уникальная информация: здесь можно даже получить информацию об образе жизни заемщиков, их предпочтениях и реальному отношению к разнообразным событиям или вещам из современной жизни.

В социальных сетях доступна уникальная информация: здесь можно даже получить информацию об образе жизни заемщиков, их предпочтениях и реальному отношению к разнообразным событиям или вещам из современной жизни.

Особую важность социальные сети приобретают в случае, если у заемщиков отсутствует достаточно информативная история кредита, подчеркивает маркетинговый директор Национального бюро кредитной истории Алексей Волков.

Если прислушаться к его словам, анализы информации социальных етей повышает точность моделей оценки кредитоспособности на 10-15%. Заинтересованность в применении сервисов по изучению социальной атрибутики и социальных связей заемщика проявили буквально все российские банковские компании и микрофинансовые предприятия. Ряд кредиторов уже тестируется этими технологиями. Благодаря Интернету можно собирать внушительное количество информации о людях. Рекламщики уже приспособились ей пользоваться: после визитов в онлайн магазины диванов пользователей еще долго будет преследовать контекстная реклама о товарах мебели, при этом она может появиться в неожиданных местах.

Банки тоже желают иметь возможность пользоваться такими возможностями для рекламы. Но информация, полученная подобным образом, может иметь только вспомогательные качества и никогда не будет для банков решающей, говорит Олег Иванов. Анализ информации в социальных сетях не совершит революции, согласился финансовый сотрудник Павел Медведев.

Законы не возбраняют коммерческим организациям пользоваться по своему усмотрению сведениями из аккаунтов в социальных сетях. Большая часть аккаунтов открыты для просмотров не только друзьями, но и вообще всеми желающими. Кадровики просматривают километры различных фотографий и записей на страницах соискателей.

При этом они могут руководствоваться не какой-то формализованной моделью, а опытом и своим представлением о положительных качествах. Увы, но трудоустройству не помогут эпатажные фотосессии и неоднозначные фразы об устройстве мира и тому подобное. В случае с кредиторами аккаунты в сетях могут быть изучены не только перед выдачей кредитов. Фотографии и надписи помогут определить стратегию действия в отношении должников по взысканию просроченных задолженностей, помогут сформировать программу лояльности, приносят пользу при кросс-продажах и в аналитической деятельности, говорит Алексей Волков.

Бывает, что уже по некоторым фотоснимкам на странице банку становится понятно, что с этого человека не удастся взыскать долги, кредит лучше списывать, чем удерживать его на балансе.
"Пока в банковской сфере не существует массового спроса на подобные технологии, утверждает ведущий эксперт Центра развития НИУ Высшей школы экономики Дмитрий Мирошниченко. Скорее, их лучше использовать на полностью сформировавшихся рынках в развитых государствах, где осталось провести только точную настройку для перестраховки от невозврата кредита. У нас это пока вклад в завтрашний день".

Стратегия Центрального банка, и кризисы заставляют банки быть осторожными, уточняет Павел Медведев. Банки отходят от системы премирования сотрудников, которая основана только на количестве подписанных кредитных договоров, пытаются учитывать и то, как заемщики возвращают деньги потом. По информации Банка России, потребительский кредит, выданный с конца 2013 года, более качественный в отличии от предыдущих "поколений" кредитов. Учреждения ужесточают стандарты по кредитованию, предъявляют строгие требования к своим заемщикам. И сегодня "плохими" могут оказаться именно кредиты, которые выдавались в 2013 году и ранее, в период "перегрева" рынков потребительского кредитования.

По оценкам банкиров России, до 5% заявок, поданных на оформление кредита, не содержат правду.