Займы на повседневные нужды теряют популярность у населения

Средства по трети займов, предоставляемых микрофинансовыми организациями (МФО) физическим лицам, расходуются на оплату повседневных расходов. Анализ нескольких десятков тысяч клиентских заявок от ряда МФО, выполненный специалистами ресурса Zaim, позволил составить относительно объективную оценку о целях взятия займа:

  • 38% – повседневные нужды (поезд, одежда, коммунальные услуги и др.);
  • 13% – медицинский сервис;
  • 9% – развлекательные мероприятия;
  • 5% – туризм и путешествия;
  • 4% – образование.

Генеральный директор интернет-сервиса займов «Робот Займер», С. Седов, подтвердил результаты приведенной выше статистики. В частности, по его словам, в «Робот Займер» обращаются клиенты для получения займа на повседневные расходы в 30,5% всех обращений.

Начиная со 2-го полугодия 2016 года, на рынке микрофинансирования наблюдаются следующие тенденции:

  • продолжается повышение количества взятых займов на ремонт, путешествия, медицинские услуги и другие серьезные цели;
  • потенциальные заемщики предпочитают максимально экономить, обращаясь за займом лишь в крайнем случае;
  • растет количество крупных потребительских займов (из-за ограниченной доступности банковского кредитования в этом секторе).

Банки стали меньше одобрять заявки на серьезные потребительские нужды (ремонт, приобретение техники, медицинские услуги и др.) из-за ужесточения требований к допустимым рискам. Поэтому и наблюдается постоянный приток клиентов в МФО с целью таких потребительских займов, даже на более дорогих условиях.

Популярность микрозаймов уменьшается

В совокупности эти факторы приводят к сокращению доли займов для повседневных расходов. Данная тенденция была подтверждена Б. Батиным (руководитель кредитного интернет-сервиса MoneyMan), отметившим:

  • уменьшение на 1,7% (до 41,7%) количества заемщиков, кредитующихся на такие повседневные цели, как оплата за проезд на транспортных средствах и покупка предметов первой необходимости;
  • соответствующий процентный прирост среди заемщиков, которым требуются финансы для обслуживания личного автотранспорта, оплаты путешествия или покупки бытовой техники.

А вот Л. Трупа (управляющий директор МФО «Е-заем») говорит, что в течение всего 2016 года наблюдался рост количества заявок на кредитование ремонта автомобиля и недвижимости, а также приобретение различных товаров. Такая тенденция может сохраниться и весь 2017 год.

По мнению экспертов, подобные изменения вызваны:

  • более тщательным анализом гражданами степени необходимости реализации существующих потребностей;
  • неопределенностью с перспективами повышения доходов в долгосрочной перспективе.

Поэтому желающих брать краткосрочные кредиты становится все меньше.

А. Паранич, являющийся замдиректора СРО МФО МиР, объяснил развивающуюся ситуацию ограниченностью финансовых средств у населения и постоянным сокращением реальных доходов. В результате повышается внимание людей к собственным расходам, к которым они относят и кредиты.

Возрастанием рисков жизни «в долг» при отсутствии перспектив повышения доходов объясняет происходящее на рынке аналитик ИК Алор МФО К. Яковенко.

Большинство опрошенных участников микрофинансового рыночного сегмента обозначают среднюю величину займа, который оформляет физическое лицо в МФО, в 11÷12 тысяч рублей. Существует также небольшой (но стабильный) процент заемщиков, которым требуются денежные средства в несколько десятков тысяч рублей (информация, опубликованная Zaim). Получение таких сумм наличными в МФО требует личного присутствия лица, на которое оформляется заем.

Характерные отличия микрозайма от кредита

  • высокие проценты;
  • короткий срок. Оформление микрозайма на долгосрочные цели требует тщательного и комплексного анализа текущей рыночной ситуации. В противном случае, заемщик очень быстро приходит к пониманию невозможности его погашения и всем последующим неприятным последствиям.
Дата публикации: