Функции надзора за МФО передадут новым департаментам

Банк России выступил инициатором создания двух специализированных департаментов. Первому будет поручено осуществление общего  надзора за рынком МФО и регулятивные функции, тогда как второй займется предотвращением нелегального кредитования. По мнению финансовых аналитиков, делегирование функций двум отдельным организациям позволит вывести из тени значительную долю рынка и сократить количество нелегальных махинаций, объем которых неуклонно возрастает. Согласно опубликованной на сайте Банка России информации, новые подразделения войдут в организационную структуру регулятора.

Задачи департамента микрофинансового рынка

Полномочия департамента будут включать в себя не только осуществление регуляторной политики, также ему будут переданы функции надзора за участниками рынка МФО:

  • Микрофинансовыми компаниями (МФК);
  • Саморегулируемыми организациями, предоставляющими населению услуги микрофинансирования;
  • Кредитно-потребительскими и сельскохозяйственными кооперативов (КПК) первого уровня, а также кооперативами, чьими пайщиками выступают КПК.

Ключевые задачи, решением которых займется департамент:

  • Оперативный анализ финансового положения надзорных компаний;
  • Расчет возможных рисков деятельности МФО;
  • Сбор и агрегирование актуальной информации, касающейся организационной структуры МФО, непосредственных собственников и аффилированных лиц.

Департамент противодействия недобросовестным практикам

Данная служба займется поиском компаний, оказывающим финансовые услуги без лицензии регулятора. Участниками теневого финансового рынка чаще всего выступают нелегальные кредиторы, фиктивные страховые компании и прочие организации, в том числе действующие вне российской юрисдикции. Одним из важных инструментов противодействия теневому рынку станет поиск сайтов, принадлежащих нелегальным МФО и идентификация их владельцев с последующей передачей информации о данных лицах органам правопорядка.

Ранее сбором информации об МФО, не обладающих лицензией, занималось Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности, входящее в структуру Банка России. Поскольку данное направление деятельности не являлось для Управления профильным, ему уделялось недостаточно внимания, и поиск нелегальных МФО осуществлялся факультативно. Делегирование противодействия операциям на теневом рынке новому Департаменту усилит регулятивные возможности ЦБ.

Сложности борьбы с нелегальным рынком услуг микрофинансирования

Пресечение деятельности нелицензированных МФО – достаточно сложная задача. В прошлом году силами Управления рынка микрофинансирования было выявлено около 1,4 тысячи компаний, предоставляющих микрозаймы без соответствующего разрешения регулятора. О 965-ти из них Банк России проинформировал органы прокуратуры, но только в 5% случаев дело дошло до судебных разбирательств. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию ЦБ намерено наладить более тесное взаимодействие с прокуратурой по данному направлению деятельности.

На недостаточные усилия по борьбе с теневым рынком сетует большинство официально зарегистрированных МФО. Так, по мнению Анастасии Локтионовой, возглавляющей правовой департамент ГК «Русмикрофинанс», в текущем году борьба с нелегальными МФО практически не велась, тогда как в прошлом году было закрыто только 8 сайтов, предоставляющих или рекламирующих подобные услуги. Схожим мнением также поделился Сергей Седов, упомянувший, что в 2016 году наблюдался существенный рост выявленных фиктивных компаний: по сравнению с 2015 годом их обнаружено в четыре раза больше. Однако общее количество незарегистрированных займодателей также увеличивается из года в год, поэтому позитивная динамика по факту не отражает рост эффективности борьбы с «нелегалами».

Участники рынка положительно оценили передачу надзорных функций специализированным департаментам. Если раньше регулятор преимущественно контролировал МФО, действующие в легальном поле, не обращая особого внимания на кредиторов вне реестра, то сейчас на данное направление будет направлено существенно больше организационных ресурсов.

После того как для микрофинансовых и микрокредитных компаний были определены отдельные правила работы на рынке, передача надзорных функций отдельному департаменту стала насущной необходимостью. Как заметила Анастасия Локтионова, невзирая на изменение в порядке выдачи кредитов и привлечения инвестиций от частных лиц, многие МФО продолжают принимать вклады от населения, хотя и не вправе больше этого делать. Компаний, неопределившихся со своим статусом и автоматически удаленных по этой причине из реестра, насчитывается несколько сотен, и каждой из них необходимо уделить внимание.

Впрочем, об эффективности работы новых департаментов, по мнению опрошенных экспертов, говорить пока рано. Все зависит от полномочий, которыми будут наделены контролирующие органы: достаточно ли их будет для решения проблемы нелегального микрокредитования в долгосрочной перспективе. 

Дата публикации: