9. Программа документального фиксирования информации.

Организация представляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию в соответствии с п.3 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановление Правительства российской Федерации № 209 от 19 марта 2014г:

а) о подлежащих обязательному контролю операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

б) об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) об операциях (сделках), имеющих хотя бы один из критериев и (или) признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки);

г) об операции (сделке), полученной при реализации программы изучения клиента;

д) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7.4 Федерального закона;

е) о наличии в результате проверки своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

ж) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;

з) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом

Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации, установить и идентифицировать выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.

Организация фиксирует информацию о клиенте, выгодоприобретателе, бенефициарных владельцах а также об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки), в том числе сумму операции (сделки), валюту и назначение платежа, а также данные о контрагенте клиента.

В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) сотрудник организации, выявивший указанную операцию (сделку), составляет сообщение - документ, содержащий сведения об указанной операции (сделке) (далее - сообщение об операции), по форме Приложения № 8 к настоящим правилам внутреннего контроля, утверждаемой Директором организации со следующими реквизитами:

1. Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:

а) операция, подлежащая обязательному контролю;

б) необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки).

2. Дата, сумма и валюта операции (сделки).

3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).

4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная.

5. Сведения о сотруднике, составившем сообщение об операции (сделке).

6. Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке).

7. Дата составления сообщения об операции (сделке).

8. Подпись непосредственного руководителя сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке) (в случае его наличия).

9. Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении сообщения об операции (сделке).

10. Запись (отметка) о решении руководителя организации, принятом в отношении сообщения об операции (сделке).

11. Запись (отметка) о действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.

Кроме того, организация документально фиксирует информацию об операциях, имеющих следующие признаки:

- запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Сотрудник, составивший сообщение об операции незамедлительно передает сообщение непосредственному руководителю на рассмотрение, далее сообщение передается Ответственному сотруднику. При получении сообщения Ответственный сотрудник в течение дня принимает решение в отношении сообщения об операции и передает его Директору организации для принятия окончательного решения об операции.

При наличии оснований руководитель организации принимает окончательное решение о признании операции (сделки) клиента операцией (сделкой), подлежащей обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона, и представлении информации о ней в Федеральную службу по финансовому мониторингу. О решении руководителя организации в сообщении об операции делается соответствующая запись (отметка).

Организация представляет информацию в Росфинмониторинг в сроки в соответствии с п.4 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям , утвержденным постановление Правительства российской Федерации № 209 от 19 марта 2014г.:

а) информация, указанная в подпункте "а" пункта 3 Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

б) информация, указанная в подпункте "б" пункта 3 Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) информация, указанная в подпунктах "в" и "е" пункта 3 Положения, - незамедлительно;

г) информация, указанная в подпункте "г" пункта 3 Положения, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки;

д) информация, указанная в подпункте "д" пункта 3 Положения, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов.

Информация, указанная в пунктах 3 Положения №209 от 19 марта 2014г., представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.

В целях проверки достоверности получаемой информации, а также выявления операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организация в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов. Организация представляет информацию обо всех известных им гражданско-правовых договорах клиентов, сведения о которых запрашиваются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а также обо всех операциях с денежными средствами и иным имуществом, осуществлявшихся по поручению указанных клиентов. Организация представляет информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Указанный срок может быть увеличен на 3 рабочих дня в случае, если для представления такой информации организации требуется получить соответствующую информацию из своего филиала (иного обособленного подразделения). Организация предоставляет информацию представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе. Организация не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также о содержании представленной ими информации по таким запросам.

10. Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом и замораживанию (блокированию) денежных средств.

Организация приостанавливает операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента об их осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

- юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или лица;

- физическое лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п.п. 3 п. 2.4 ст. 6 Федерального закона

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма."

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, в случае получения решения суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании ст. 8 Федерального закона.

В дату обновления Перечня и Решения на сайте Росфинмониторинга выявлять среди клиентов и контрагентов, с которыми на эту дату действуют договоры, а также среди лиц, являющихся их представителями, выгодоприобретателями и бенефициарными владельцами, фигурантов Перечня и Решения и немедленно информировать о выявлении таких лиц руководителя организации. Один раз в три месяца выявлять среди клиентов и контрагентов, с которыми на дату проверки действуют договоры, а также среди лиц, являющихся их представителями, выгодоприобретателями и бенефициарными владельцамифигурантов Перечня экстремистов и террористов и Решения межведомственного координационного органа и немедленно информировать о выявлении таких лиц руководителя организации.

Приостановление операций в соответствии с пунктом 10 ст. 7 Федерального закона и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 ст. 7 Федерального закона не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

11. Программа отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

В соответствии с Программой отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции:

11.1. Руководитель организациивправе принять решение об отказе в заключении(продлении) договора, в исполнении обязательства по договору, в исполнении распоряжения клиенту, контрагенту, представителю в случае:

- отказа предоставить необходимые для идентификации этих лиц документы до возникновения отношений;

- отказа предоставить документы при обновлении сведений в соответствии с п.5.23;

-если в процессе реализации программы изучения клиента будет выявлена зависимость этих лиц от фигуранта Перечня экстремистов и террористов или совершение между ними операций с денежными средствами и иным имуществом;

- если при идентификации клиент, контрагент, представитель предоставили недействительные документы или недостоверные сведения, которые противоречат сведениям, полученным ответственным лицом из источников, предусмотренных п. 5.14. настоящих Правил, из других официальных источников, либо полученных в при реализации программы изучения клиента;

- если они не выполняют письменное требование организации предоставить документы, раскрывающие наличие(отсутствие) бенефициарных владельцев, или, при наличии таких владельцев, не предоставляют по письменному требованию организации сведения для их идентификации;

11.2. Руководитель организации вправе отказать:

- в исполнении распоряжения, обязательства по договору, предусматривающего расчеты с выгодоприобретателем, клиенту, контрагенту, представителю, если они не выполняют письменное требование организации о предоставлении сведений для идентификации выгодоприобретателя, либо если установлено, что предоставленные сведения недостоверны.

- исполнении распоряжения, обязательства по договору, если у руководителя организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма

11.3. Организация обязана письменно проинформировать лицо, которому отказано, об основаниях отказа.

11.4. В случае устранения обстоятельств, ставших основаниями для отказа, организация исполняет распоряжение, обязательство в соответствии с законодательством и договором.

12. Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа подготовки и обучения сотрудников организации).

Целью программы подготовки и обучения сотрудников организации является получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.

Программа обучения предусматривает:

а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

Руководитель оргагизации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

12.1 В перечень включаются следующие сотрудники:

Директор

Ответственное лицо

Главный бухгалтер

Руководители Структурных Подразделений

Юрист

Технолог

Кредитные эксперты

12.2 Формы, периодичность и сроки обучения.

Обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).

Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 7.1 настоящей Программы, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 7.1 настоящей Программы.

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пункте 7.1 настоящей Программы, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти:

а) директор организации;

б) главный бухгалтер организации;

в) юрист организации;

Лица, указанные в подпунктах "а", "б" и "в", назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Лица, занимающие на момент вступления в силу Положения должности, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу Положения.

Лицам, прошедшим к моменту вступления в Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Положения обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года № 256 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", повторное прохождение целевого инструктажа не требуется.

Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.

Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Повышение уровня знаний сотрудники организаций проходят соответственно в тех организациях, в которых предусмотрено прохождение целевого инструктажа, по программам обучения, разрабатываемым такими организациями самостоятельно.

Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации, а также сотрудники организаций, обозначенные в пункте 7.1 настоящей Программы.

Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающим участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.

12.3. Учет прохождения сотрудниками организации обучения.

Организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения.

Порядок учета прохождения сотрудниками обучения устанавливается директором организации.

Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, по форме, установленной организацией.

Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

Дата публикации: