Как при получении «быстрого займа» избежать неприятностей

Бытует мнение, что среди всех потребителей финансовых услуг самые безграмотные – клиенты МФО (микрофинансовых организаций). Попробуем разобраться так ли это на самом деле, и что может предложить своим заемщикам современный рынок микрозаймов Самарской области.

Финансовая грамотность населения

На сегодняшний день не последнее место в финансовой жизни страны занимают МФО, предлагающие своим клиентам такие кредитные продукты, которых нет ни в одном банке. Благодаря чему, по данным, предоставленным самарским отделением Волго-Вятского ГУ Банка России, микрокредитный портфель населения Самарской области немного не дотягивает до 1 млрд. руб, а средняя сумма кредита составляет 10 698 руб.

Однако вывеска МФО или ломбарда, к сожалению, не гарантирует добросовестность организации. Существует немало нелегально работающих кредиторов, которые незаконно выдают займы населению. Людям сулят максимально прозрачные условия, а на деле, они берут крайне невыгодный для себя кредит. Это ведет к тому, что в обслуживании и при погашении долга возникают определенные сложности.

Чтобы выяснить, почему клиенты МФО так часто оказываются жертвами недобросовестных организаций, был проведен опрос, результаты которого, увы, неутешительны. Как оказалось, прежде чем подписать кредитный договор внимательно его изучают всего 58% опрошенных, а 20% – не просматривают даже мельком. 26% согласны оформить займ, ежемесячный платеж по которому составляет более 50% их заработной платы и лишь 43% точно отказались бы от кредита на таких условиях. Из всех опрошенных только третья часть заемщиков смогла правильно выбрать наиболее оптимальное предложение по процентной ставке, при этом практически 40% не смогли ответить на этот вопрос.

В ходе анкетирования заемщики должны были выбрать максимально выгодный, по их мнению вариант кредитования. Предложены были следующие примеры: при первом обращении кредит выдается под 1,5% в день и при последующих процентная остается прежней или 2% в день, но при повторном оформлении она уже будет составлять 1%. Всего 27% опрошенных выбрали первый вариант, а 42% – второй. Это говорит о том, что ради сомнительных привилегий в будущем, люди готовы переплачивать сейчас.

Стоит отметить, что к возврату долга большая часть заемщиков относится с большой ответственностью. 67% прошедших анкетирование, знают, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств необходимо обратиться в то финансовое учреждение, где был оформлен кредит, и постараться взять отсрочку. 26% обратятся за помощью к знакомым, за новым кредитом пойдут 4%, и лишь 3% ничего не будут делать, так как посчитают, что неплатежеспособность возникла не по их вине.

Как заемщик может подстраховаться?

По словам начальника отдела контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций самарского отделения Волго-Вятского ГУ Банка России Андрея Лукьянова, современный рынок кредитования уже не тот, что был ранее. С развитием МФО в законодательство вносятся изменения, направленные на защиту прав заемщиков. Так, например, с 1 января 2017 года, если потребительский займ оформлен на срок до 12 месяцев, сумма процентов по нему не может превышать его более чем втрое. А в случае возникновения просрочки, проценты должны начисляться только на непогашенную часть долга. При этом пока выплаты не возобновятся, они не должны превышать его более чем в два раза.

Также Андрей Лукьянов отметил, что участились случаи нелегального кредитования. В 2016 году отделение Волго-Вятского ГУ Банка России направило в Прокуратуру Самарской области информации о 22 обществах, которые предположительно незаконно осуществляли выдачу потребительских кредитов. Во избежание недобросовестных кредиторов, эксперты рекомендуют обращаться только в те финансовые организации, данные которых внесены в госреестр, опубликованный на официальном сайте Банка России www.cbr.ru. Перед тем как подписывать кредитный договор, следует скрупулезно с ним ознакомиться, особое внимание, уделив условиям и полной стоимости займа. Кроме того при оформлении кредита не стоит обращаться к посредникам.

Дата публикации: