4.Программа организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

4.1. Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ осуществляется подразделениями и работниками организации на постоянной основе.

4.2. Функции контроля за организацией работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выполняет Директор организации.

4.3. Ответственным за соблюдение сотрудниками организации настоящих Правил и программ их осуществления является Ответственный сотрудник.

4.4. Ответственный сотрудник независим в своей деятельности от других структурных подразделений организации и осуществляет ее под общим руководством Директора.

4.5.В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на Ответственного сотрудника возлагаются следующие функции:

- организация разработки и представление на утверждение Директором, настоящих Правил, программ их осуществления; иных документов, регламентирующих реализацию мер внутреннего контроля по ПОД/ФТ;

- организация реализации Правил, в том числе программ их осуществления, и иных документов ПОД/ФТ. В этих целях Ответственный сотрудник консультирует сотрудников организации по вопросам, возникающим при реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

- организация представления в уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом и нормативными актами;

- представление не реже одного раза в полугодие письменного отчета о результатах реализации Правил, в том числе программ их осуществления Директору в соответствии с внутренними документами.

4.6. При осуществлении своих функций и обязанностей Ответственный сотрудник вправе:

·снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных сетях и автономных компьютерных системах организации;

·иметь доступ к базам данных, сведениям о клиентах и их операциях в АБС организации;

·входить в помещения подразделений организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях.

·получать от руководителей и сотрудников подразделений организации необходимые распорядительные и бухгалтерские документы;

·давать временные в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации для проведения операции (сделки) (до решения Директора), указания, касающиеся проведения операции (сделки) (в том числе предписания о приостановлении проведения операции (сделки) в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции (сделке);

·иметь иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.

При осуществлении своих функций Ответственный сотрудник обязан:

·обеспечивать сохранность и возврат полученных от подразделений организации документов;

·соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;

·выполнять иные обязанности в соответствии с нормативными актами и распорядительными документами организации.

4.7. Ответственными за обеспечение выполнения настоящих Правил в подразделениях организации являются их руководители – Управляющие дополнительным офисом.

4.8. Ответственный сотрудник организации должен иметь высшее юридическое или экономическое образование, а при отсутствии указанного образования - опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет.

4.9. При реализации настоящих Правил сотрудники организации обязаны:

·идентифицировать всех клиентов и их представителей;

·устанавливать и идентифицировать выгодоприобретателей;

·бенефициарных владельцев

·систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях;

·осуществлять изучение клиентов и совершаемых ими операций;

·представлять в уполномоченный орган в установленном порядке сведения, предусмотренные Федеральным законом;

4.10. При реализации настоящих Правил организация вправе:

·отказаться от заключения договора с физическим или юридическим лицом в случае:

o отсутствия в месте нахождения юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности,

oнепредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих сведения, подлежащие документальному фиксированию в соответствии с требованиями Федерального закона,

o представления физическим или юридическим лицом недостоверных документов,

o наличия сведений об участии данного физического или юридического лица в террористической деятельности (нахождении в Перечне экстремистов);

4.11. При реализации настоящих Правил организации запрещается:

·Заключать договоры без представления заключающим договор физическим или юридическим лицом документов, необходимых для идентификации;

·Заключать договор с физическими лицами без личного присутствия лица, заключающего договор, либо его представителя;

·информировать клиентов организации и иных лиц о формах, способах и методах осуществления в организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

·информировать клиентов организации и иных лиц о представлении в уполномоченный орган информации, полученной в результате применения программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, установленных настоящими Правилами.

4.12. Сотрудники организации (в том числе Ответственный сотрудник), которым стали известны факты нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при проведении операций (сделок), незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до сведения своего непосредственного руководителя.

5. Программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, установления, идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Программа идентификации разработана с учетом положений Федерального закона, а также требований к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу.

5.1.Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев включает в себя следующие мероприятия:

- установление определенных пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев до их приема на обслуживание;

- принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных п.п.1 п.1 ст.7 Федерального закона;

- проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6, п.2 ст.7.4 Федерального закона;

- определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

5.2. Организация в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона предпринимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по сбору сведений и документов, свидетельствующих, что клиент действует к выгоде или в интересах другого лица (выгодоприобретателя), в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций (сделок), а также по идентификации выгодоприобретателя.

5.3. При идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев организация формирует анкету клиента.

5.4. В целях идентификации физических лиц организацией устанавливаются и фиксируются в анкете клиента данные, приведенные в Приложении № 1 к настоящим правилам внутреннего контроля.

В отношении представителя физического лица (при наличии) помимо данных, приведенных в Приложении № 1 к настоящим правилам внутреннего контроля, также устанавливаются и фиксируются в анкете клиента дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий.

5.5. В целях идентификации юридических лиц организацией устанавливаются и фиксируются в анкете клиента данные, приведенные в Приложении № 2 к настоящим правилам внутреннего контроля.

В отношении представителя юридического лица (при наличии) помимо данных, приведенных в Приложении № 2 к настоящим правилам внутреннего контроля, также устанавливаются и фиксируются в анкете клиента дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий.

5.6. В целях идентификации бенефициарных владельцев организацией устанавливаются и фиксируются в анкете клиента данные, приведенные в Приложении № 3 к настоящим правилам внутреннего контроля.

В отношении представителя физического лица (при наличии) помимо данных, приведенных в Приложении № 3 к настоящим правилам внутреннего контроля, также устанавливаются и фиксируются в анкете клиента дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий.

5.7.В целях идентификации индивидуальных предпринимателей организацией устанавливаются и фиксируются в анкете клиента данные, приведенные в Приложении № 4 к настоящим правилам внутреннего контроля.

В отношении представителя индивидуального предпринимателя (при наличии) помимо данных, приведенных в Приложении № 4 к настоящим правилам внутреннего контроля, также устанавливаются и фиксируются в анкете клиента дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий.

5.8. В целях идентификации выгодоприобретателя – физического лица организацией устанавливаются и фиксируются в форме анкеты клиента данные, приведенные в Приложении № 5 к настоящим правилам внутреннего контроля.

5.9. В целях идентификации выгодоприобретателя – юридического лица организацией устанавливаются и фиксируются в форме анкеты клиента данные, приведенные в Приложении № 6 к настоящим правилам внутреннего контроля.

5.10. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцевобновлении информации о них, организация вправе на основании пункта 5.4 статьи 7 Федерального закона требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

5.11. Организация при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев использует сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абзацем 5 статьи 9 Федерального закона от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.

Организациятакже может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации на законных основаниях.

5.12.В целях принятия на обслуживание клиентов, находящихся на обслуживании, являющихся иностранными публичными должностными лицами, включая их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации организация обязана:

- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц;

- принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

- на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

- уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

5.13. При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарных владельцев в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень) используется актуальный на дату такой проверки Перечень.

5.14. Организация осуществляет идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев.

В случае, если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

В случае, если организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Положения абзаца второго и третьего настоящего пункта не распространяются на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).

Организацияосуществляет идентификацию на основании документов, представленных клиентом (представителем клиента) в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).

Если к идентификации клиента (представителя клиента), выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае представления клиентом копий документов организациявправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

5.15. Платежный агент не вправе осуществлять прием платежей, требующих идентификацию клиента физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансирования терроризма.

5.16. Идентификация клиента – физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев не проводятсяпри осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.17. В целях реализации механизма осуществления оператором по приему платежей контроля за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 103-ФЗ, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

- прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работ, услуги, за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежей агенту денежных средств, а также иной информации, если это не предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей.

Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

Оператор по приму платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

5.18. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц – платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приму платежей физических лиц. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса РФ.

Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 ст.4 Федерального закона 103-ФЗ, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством РФ, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.19. Оператор по приему платежей в целях соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан соблюдать иные нормы, механизмы осуществления оператором по приему платежей контроля за соблюдением данного законодательства субагентами, предусмотренные Федеральным законом № 103-ФЗ.

5.20. Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника организации, ответственного за работу с клиентом.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

5.21.Организацияобновляет сведения о клиенте, выгодоприобретателе, бенефициарных владельцев не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера, либо при повторном обращении клиента, совершавшим «разовые операции», а также если у организации возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации настоящей программы, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

5.22.При получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, организация в день их получения вносит соответствующие изменения в анкету клиента.

5.23.Организацияобновляет сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска и не реже одного раза в год в иных случаях.

Для целей реализации данного пункта датой начала течения установленного в нем срока обновления сведений считается день, следующий за датой заполнения анкеты клиента либо последнего обновления (изменения) сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, присвоения степени (уровня) Риска.

5.24. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев могут производиться также в иных случаях.

Дата публикации: